Вторник, 24.11.2020, 04:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Рудовская СОШ  

Меню сайта
Фраза дня
Никогда не сдавайся,
Жизнь так удивительна....
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Статистика
Форум: 2/2
Фото: 8
Новости: 531
Главная » 2014 » Май » 10 » Экскурсия по музею "Дети войны"
19:50
Экскурсия по музею "Дети войны"

"Дети войны – это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Многие из них ушли из жизни, многие живут рядом с нами. Они прожили трудную, полную лишений жизнь. Но их дух не был сломлен. Вместе с взрослыми они «приближали День Победы как могли». И сегодня они нуждаются в нашем внимании, в нашей заботе. Низкий поклон, Вам, Дети Войны! И огромное спасибо за то, что мы не знаем, что такое нужда и голод" Такими словами начинается экскурсия в школьном музее ,посвященная 69 годовщине Дня Победы учителями истории Таюрской В.П и Бобковой Г.В и их помощницами ученицами 11 класса.
Подробно с материалами экскурсии можно ознакомиться :
Дети войны – это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Многие из них ушли из жизни, многие живут рядом с нами. Они прожили трудную, полную лишений жизнь. Но их дух не был сломлен. Вместе с взрослыми они «приближали День Победы как могли». И сегодня они нуждаются в нашем внимании, в нашей заботе. Низкий поклон, Вам, Дети Войны! И огромное спасибо за то, что мы не знаем, что такое нужда и голод.

Многие поколения краеведов изучали историю участия в Великой Отечественной наших земляков, жителей нашего села и Жигаловского района. Встречались с тружениками тыла, с ветеранами войны. Ребят всегда интересовал вопрос, а как же пережили войну дети. В юбилейном 2005 году наш музей начал работать по этой теме вплотную. Мы работали по двум направлениям: «Военное детство» и «Школа в годы войны». Краеведы узнали о жизни детей в годы войны, о их воспитании, помощи взрослым, о том как они одевались, в какие игры играли, какие песни пели, что ели, как учились. В итоге нам удалось представить целостную картину военного детства. Эта картина была дополнена фотографиями, предметами быта, что позволило создать экспозицию «Дети войны». Но работа на этом не закончилась. Сейчас все классы нашей школы работают по теме «Дети войны». Собранные материалы буду обработаны, исследованы и в будущем дополнят нашу экспозицию.
Дети в войну взрослели очень рано. Ведь родители трудились от темна до темна, поэтому дети в семье растили друг друга, в лучшем случае были под приглядом престарелых бабушки или дедушки. Родителей почти не видели: те уходили на работу, когда дети ещё спали, а приходили – уже спали. Сельчане жили между собой очень дружно, делили кусочек хлеба, горе и радость на всех. Поэтому и дети росли дружными, помогали друг другу чем могли. Подростки работали наравне со взрослыми с 11 – 12 лет на поле, на ферме, а на плечах семи – десятилетних детей лежало домашнее хозяйство: огород, животные, птица, порядок в доме и на дворе. Мебель в избе была деревянной, самодельной, оставшейся от отца: стол, лавки, диван, кровать, сундук. Дети спали на полатях под потолком, там было теплее. Старики спали на ленивке возле русской печи или на печи, а на кровати спал кто-то из взрослых. Постельного белья не было: спали на соломенных тюфяках, закрывались овчиной или собачиной. Часто спали и на полу, если места на полатях не было. Утром постель слаживали на кровать и застилали лоскутным покрывалом. Полы были не крашены. Их промывали, посыпая песком и натирая голиком (маленьким веником из прутьев). Полы от этого становились гладкими, приятного жёлтого цвета. Скота было мало или не было совсем. Ведь кормить животных было нечем, весь урожай отправляли на фронт, сено косить некому и некогда. Нужно было ещё и налоги платить:
Налоги государству (в год)
Мясо – 30 – 60 кг с головы скота
Яйцо – 30 – 50 штук с несушки
Шерсть – 600 г с овцы
Шкура свиная – 1 шт. с головы
Шкура коровья – 1 шт. с головы
Масло сливочное или топлёное – 4 - 8 кг с коровы
Самообложение – налог за дом и огород деньгами.
Если семья не сдавала налог со скота, скот описывали и забирали. Если налог сдавали с опозданием, то назначалось пени (количество налога увеличивали)
(Записано Свининой Викой – 2009 год и Тюменцевой Аней – 2005 год по воспоминаниям Струженковой Аграфёны Ивановны – д. Заплёскино и Тюменцевой Любовь Ксенофонтовны – д. Воробьёво).
Питание в годы войны было очень скудным. Те, кто работал в колхозе, ничего не получали от государства. Если что-то оставалось от сдачи налогов, выполнения плана, то и делили по трудодням. Бывало, что и делить нечего. Всё отдавали фронту. Дома только овощи с грядок, если удавалось что-то вырастить. Картошку тоже сдавали на фронт. Если доживали до лета, то становилось легче: появлялась зелень, а потом и овощи. В огороде при вскапывании грядок иногда находили замороженную или сгнившую картошку и очень этому радовались. Но не все доживали до лета, некоторые умирали от голода. Осенью после уборки урожая дети вместе с учителями собирали оставшиеся на поле колоски и тоже сдавали их государству. Припрятать себе несколько зёрнышек или съесть было большим преступлением, с 12 лет за это сажали в тюрьму. На дальние поля дети бегали тайно, ведь есть очень хотелось. Иногда удавалось набрать немножко колосков, и это была большая удача для всей семьи.
Краеведам удалось собрать своеобразные рецепты выживания.
Питание.
Суп из лебеды.
Лебеду промываем, мелко крошим, спускаем в чугунок с кипящей водой. Если есть возможность, заправляем молоком. Если есть картошка, то в суп хорошо бы добавить картошки.
Суп из крапивы.
Крапиву промываем, ошпариваем кипятком, мелко крошим, опускаем в чугунок с кипящей водой, солим по вкусу. Если есть картофель и овощи, то добавить по вкусу.
Баланда.
Кипятим в чугунке воду, бросаем горсть муки или отрубей, добавляем соль по вкусу.
Чай морковный.
Мелко нарезаем и сушим морковь. Горсть сушёной моркови заливаем одним литром кипятка, настаиваем 20 минут.
Крупяники.
Из колосков вышелушиваем зерно, толчём в ступе, очищаем от мусора. Полученную крупу смешиваем с мукой и замешиваем тесто. Выпекаем в русской печи на противне.
Лепёшки.
Смешать любую крупу с мукой и выпекать на солидоле.
(Рецепты собраны Нелаевой Олей и Тюменцевой Аней в 2005 году в д. Воробьёво, с. Рудовка и п. Жигалово.)
Мясо.
Подростки раскапывали скотские могильники, вскрывали трупы захороненных животных, отрезали, уносили домой, кто сколько мог. Делалось это тайно, так как животные пропадали от болезней, и употреблять в пищу их мясо запрещалось.
(Воспоминания Высотиной Раисы Ивановны записал Малахов Паша в 2005 году, д. Пономарёво)
Картошка сушёная для посылок на фронт.
Сначала картошку очищали, затем резали соломкой, укладывали в корзинки, которые опускали на несколько минут в чаны с кипящей водой. После этого прополаскивали в холодной воде, раскладывали на решето, чтобы вода стекла. Затем раскладывали на противни, ставили в печь, запекали до золотистого цвета. Готовую картошку упаковывали в мешки и отправляли на фронт.
( Воспоминания Прудниковой Софьи Ивановны записала Прудникова Наташа в 2000 году, д. Пономарёво.)
Рыба для посылки на фронт.
Начинали ловить рыбу ранней весной и заканчивали поздней осенью. Ловили женщины сетями, неводами. Обуви не было, поэтому работали босиком. Всю добытую рыбу сдавали в заготконтору, где её сушили, солили и отправляли на фронт.
(Воспоминания Рудых Ларисы Васильевны записала Пономарёва Ира в 2000 году, с. Рудовка.)

Картошка для питания.
Картошка в войну очень сильно гнила, поэтому её замораживали и использовали для питания. Ели и гнилую картошку, так как урожай был скудным. В питании широко использовались очистки, которые оставались после сушёного картофеля: их жарили, запекали, варили, сушили.
(Воспоминания Прудниковой Софьи Ивановны записала Прудникова Наташа в 2000 году, д. Пономарёво.)

Зелень.
Употребляли в пищу крапиву, лебеду, щавель, одуванчик, капустный и свёкольный лист в варёном, сушёном виде или сырыми. Крапиву использовали молодую, предварительно ошпарив кипятком. Листья одуванчика вымачивали 20 – 30 минут в воде, чтобы снять горечь.
Немногим лучше было положение тех, кто работал на производстве: им выдавали продукты по карточкам: на ребёнка по 100 граммов хлеба, на взрослого – 250 граммов в день. В деревнях выдавали мукой. В начале войны выдавали одну печатку хозяйственного мыла в 3 месяца, потом совсем перестали давать. Поэтому и мылись, и стирали «щёлоком» - водным настоем золы.
Труд детей был очень тяжёлый, скидок на возраст не было. Полуголодные подростки на лошадях пахали и боронили землю, вязали снопы, скирдовали, молотили зерно. Особенно трудной была заготовка дров: дрова пилили в лесу ручной пилой, затем кололи и складывали в поленницы. Устанавливалась норма 4 куба за день. За выполнение нормы выдавали 400 граммов печёного хлеба. А ведь ещё нужно было и себе дров заготовить. Не всегда лошадь давали, чтобы дрова вывезти. Тогда вывозили их на самодельных саночках. Работали и на ферме: растили свиней и коров, доили, перерабатывали молоко в масло и отправляли на фронт. Летом сами доярки заготовляли сено для коров.
Вместе с родителями дети готовили посылки на фронт: вязали трёхпалые варежки, носки, сушили картошку, сушили сухари, выращивали табак, шили кисеты, писали письма бойцам.
Несмотря на войну во всех даже самых маленьких деревнях продолжали работать школы, где голодные учителя учили голодных детей. Дрова для школ заготовляли родители вместе с учениками, вывозил сельский совет на лошадях. Тетрадей почти нигде не было. Писали дети перьевыми ручками на разных листочках, газетках чернилами или сажей. Во многих школах выдавались грифельные тетради чёрного цвета, писали на них специальным карандашом, после проверки стирали задание тряпкой. Рудых Кларе Васильевне запомнилось, как первого сентября 1941 года каждому ученику выдали по половиночке тетради и по одному цветному карандашу. Изучали «Родную речь», «Арифметику», «Чистописание», «Естествознание», «Географию». В перемену в школе грели кипяток и пили его, чтобы заглушить чувство голода и согреться. Учителя были строгие и добрые одновременно. Чаще всего это были девушки или молодые женщины. И жили они как правило в школе, где была предусмотрена жилая комната. Не все дети могли ходить в школу, потому что нечего было одеть, обуть. Летом и осенью ходили босиком, зимой делали сами себе «обутку» из шины (резины). Самым бедным в школе выдавали обувь – «колодки», похожие на ботинки: на деревянной подошве прибит брезент со шнурочками. Одежду шили мамы из взрослых поношенных вещей или из кулей: юбки, платья, брюки, рубашки.
В годы войны и дети, и взрослые умирали не только от голода, но и от болезней. Болели педикулёзом, тифом, золотухой, свинкой, коклюшем, корью, скарлатиной и другими болезнями. Медикаментов не было, поэтому лечились только народными средствами.
Трудности тыла, неутешительные вести с фронта (приходили похоронки) не сломили силу духа, и дети всё-таки оставались детьми. Школьники готовили концерты и выступали с ними перед взрослыми. Любимым праздником оставался Новый год. Наряжали ёлку самодельными игрушками и даже готовили костюмы. Дети оставались детьми и в любимых играх.

Игры.
Зарница.
В игре участвуют 10 – 20 человек. Играющие делятся на 2 команды поровну: немцы и русские (по жребию). Игра проходит в лесной местности. Выслеживают «врагов», связывают, берут в плен.
Городки.
В игре участвуют 2 команды по 6 – 8 человек. Выпиливали 6 круглых чурочек из дерева длиной около 10 см, диаметром 5 – 6 см и ставили их в один ряд. Отходили на 2 метра и бросали городошной палкой (длина 70 – 80 см) по чурочкам (городкам) по очереди. Кто больше собьёт городков, тот и победил.
Лапта.
В игре участвуют 2 команды по 8 – 10 человек. Команды встают друг против друга на расстоянии 10 – 15 метров и по очереди кидают мяч в кого-либо из соперников. Тот, в кого попали, выходит из игры. Побеждает команда, в которой остаются «невыбитые» игроки.
«Бабки»
Для этой игры необходимы косточки от свиных ножек. Ставили в один ряд 6 – 10 косточек и сбивали их более крупной костью пока не промажешь. После этого кидал следующий игрок. Побеждал тот, кто выбивал больше всех косточек.

11 палочек.
Брали 11 ровно обструганных палочек размером примерно со спичку, одну из них помечалась. Брали палочки в обе ладони и трясли их, после чего осторожно кидали их на стол. После этого большим и средним пальцами проводили по столу, так чтобы не задеть ни одной палочки. Если задел, ход передаётся другому. На втором этапе игры вытаскивали из кучи одну палочку, так чтобы ни одна другая не сдвинулась с места. Если же палочки сдвигались, ход передавался другому игроку. За каждую вытащенную палочку – 1 балл, за помеченную – 5 баллов. Так играли до установленного количества очков.
(Игры записаны Тюменцевой Аней, Новиковы Славой, Малаховым Пашей в 2005 году)
Игрушки.
Девочки шили куклы из тряпок или делали из соломы, одежду шили из лоскутков.
Мальчики сами делали санки и лыжи из берёзы или осины.
Мячики скатывали из коровьей шерсти.
Девочки собирали «стеколки» - кусочки разбитой посуды.
(Воспоминания Рудых Валентины Семёновны, Томшиной Антониды Васильевны, Рудых Раисы Васильевны, Томшина Бориса Николаевича записала Томшина Наташа в 2005 году, с. Рудовка, п. Жигалово.)

Песня о Тане (Зое Космодемьянской)
Село с рассветом вышло из тумана.
Стоял суровый утренний мороз.
Схватили немцы девушку Татьяну
И потащили в хату на допрос.
В её глазах бесстрашие сияло,
У ней нашли гранату и наган.
Пытали, но ни слова не сказала,
Не выдала Танюша партизан.
Палач верёвку, ящик приволок.
И девушка в последний раз взглянула
На крыши, на струящийся дымок.
Так пусть слава не умолкнет
О Тане-комсомолке.
Нигде нет наших девушек сильней,
Они рискуют жизнью
Как Таня для Отчизны.
(Песня посвящена партизанке, комсомолке, Герою Советского Союза Зое Космодемьянской, попавшей в плен к немцам и замученной ими. Зоя назвала себя Таней.)
(Песня записана Прудниковой Алёной и Томшиной Наташей со слов Рудых Клары Васильевны в 2005 году, д. Пономарёво.)
Так же пели песни «Лучинушка», «Катюша», «Три танкиста», «Землянка», песни гражданской войны, народные песни.

Просмотров: 688 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши фото
Поиск


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz